В первый музей России посетителей привлекали на входе чашкой кофе, рюмкой вина или водки. Сейчас же в музей хочется ходить для того, чтобы посетить экспозиции и новые выставки с интерактивными технологиями. Как частные коллекции живописи становились достоянием всего государства и как менялся облик музеев в России на протяжение веков вы узнаете в этом материале.
Потрясенный в Европе после великого посольства музеями (в те времена музеи называли кабинетами «кунштов», то есть редкостей, чудес), Пётр I решил создать подобное и в России. Поначалу все коллекции и отдельные вещи хранились в Москве. Лишь в 1714 году Пётр Алексеевич приказал перевезти всё в Летний дворец Санкт-Петербурга. Так открылась Кунсткамера (от нем. Kunstkammer – кабинет редкостей) – первый естественнонаучный музей в стране. В дальнейшем для него специально было построено сейчас существующее здание на Васильевском острове (возводилось в 1718-1734 г.). Первый император России стремился вызвать тягу к знаниям и интерес к наукам, поэтому отказался от взимания платы с посетителей и приказал на входе встречать чашкой кофе, рюмкой вина или водки.
Эрмитаж (от фр. ermitage — место уединения, келья, приют отшельника) возник как частная коллекция в период правления Екатерины II в 1764 году. К Зимнему дворцу была сделана пристройка (в современности — Малый Эрмитаж). Именно здесь круг приближённых обсуждал политику, искусство и новости во время обеда. Коллекция живописи Екатерины II началась с приобретения произведений нидерландских художников, а со временем добавились полотна Тициана, Рафаэля и других. И только в правление Николая I в 1852 году музей впервые открылся для посетителей под названием «Императорский Эрмитаж». До этого в него можно было попасть только по приглашениям.
1910-1920-е годы в России стали периодом бурного развития всех музеев. В это время была сделана их классификация и разработка типологии музейной деятельности. Они были очень разнообразны: научные, учебные, публичные, художественные, исторические, биологические и другие. Тогда же в стране появились первые музеи-заповедники – А.С. Пушкина «Михайловское» и Л.Н. Толстого «Ясная Поляна». Однако, только к концу 50-х годов XX в. у людей развился интерес к музеям, в состав которых также входили архитектурные, исторические и природные памятники. Более того, в это время происходило формирование представлений, что культурное учреждение может стать средством распространения пропаганды.


В советские годы существенно стало заметно влияние государства на жизнь музеев. Они сделались составной частью единой идеологической системы КПСС (Коммунистическая партия Советского Союза). Это сказывалось на формировании экспозиций, определении тематических выставок, научно- исследовательской и научно-фондовой работе. Музейное дело финансировались государством, поэтому цены на билеты были низкими и общедоступными, что благоприятно сказывалось на воспитании советских людей. Так, в СССР были открыты музей В.И. Ленина в Москве (закрыт), музей железных дорог в России, Шушенское (музей-заповедник), музей-павильон И.В. Сталина в Курейке (не существует больше), Центральный музей революции СССР (с сентября 1998 г. – музей современной истории России) и многие другие.
Период «перестройки» – время тотального изменения социально-политического строя страны, поставил учреждения культуры в весьма в сложное положение: финансирование государством сокращалось, и музеям рекомендовали адаптироваться к новым условиям жизни (приспосабливаться к самостоятельному
финансовому
обеспечению)
В России музеев, филиалов и структурных подразделений 2981; общий объем музейного фонда составляет 93532944 единиц хранения (статистика портала открытых данных МКРФ на 2021 г.)
Сейчас же всё больше музеев стараются следовать тенденциям развития культурной среды, а именно внедрением интерактивных форм работы, новых способов информирования, игровых технологий. И главное правило, которое существовало многие века: «в музее ничего нельзя трогать», уходит понемногу в прошлое. Из-за особенностей психологии современного общества, образа жизни и перенасыщенности информационного фона, музеи делают все возможное, чтобы
заинтересовать
посетителей.
Интерактивный музей — это музей, оснащенный современными технологиями. Он позволяет вместить большой объем данных в одном устройстве. К таким устройствам относятся сенсорные терминалы и стены, интерактивные макеты, встраиваемые сенсорные экраны и др. Однако, все хорошо в меру. Если музей будет состоять только из интерактивных технологий, где будет одна анимация, то он перестанет выполнять свои основные функции образования и воспитания. В России музеями, которые оснащены на высоком уровне интерактивными устройствами, можно считать Еврейский музей и центр толерантности, музейный комплекс «Вселенная воды», экспозиция «Лунариум», Гранд Макет Россия, исторический парк «Россия – моя история».


Таким образом, музеи имеют большое влияние на нашу жизнь. Помимо аппарата просвещения и образования, они также могут быть аппаратом влияния со стороны государства. Музеи меняются и формируются каждый день, как и окружающий мир. Это создаёт весьма интересный синтез современного и исторического (старого) прямо на глазах.